ЖУРНАЛ "ВРЕМЯ"

В сентябре 1860 года, в газетах: "Сын Отечества", "Северная пчела", "Санкт-Петербургские ведомости", "Русский инвалид", "Искра", "Journal de St.-Petersbourg", "Афиши" было опубликовано объявление о подписке на журнал "Время". Вот это объявление и некоторые отрывки из него:


С января 1861 года будет издаваться "ВРЕМЯ" журнал литературный и политический ежемесячно, книгами от 25 до 30 листов большого формата

"Прежде чем мы приступим к объяснению, почему именно мы считаем нужным основать новый публичный орган в нашей литературе, скажем несколько слов о том, как мы понимаем наше время и именно настоящий момент нашей общественной жизни. Это послужит и к уяснению духа и направления нашего журнала.

Мы живём в эпоху в высшей степени замечательную и критическую. Не станем исключительно указывать, для доказательства нашего мнения, на те новые идеи и потребности русского общества, так единодушно заявленные всею мыслящею его частью в последние годы. Не станем указывать и на великий крестьянский вопрос, начавшийся в наше время... Всё это только явления и признаки того огромного переворота, которому предстоит совершиться мирно и согласно во всём нашем отечестве, хотя он и равносилен, по значению своему, всем важнейшим событиям нашей истории и даже самой реформе Петра. Этот переворот есть слитие образованности и её представителей с началом народным и приобщение всего великого русского народа ко всем элементам нашей текущей жизни, - народа, отшатнувшегося от Петровской реформы ещё 170 лет назад и с тех пор разъединённого с сословием образованным, жившего отдельно, своей собственной, особенной и самостоятельной жизнью.

Мы упомянули о явлениях и признаках. Бесспорно важнейший из них есть вопрос об улучшении крестьянского быта... Не вражда сословий, победителей и побеждённых, как везде в Европе, должна лечь в основание развития будущих начал нашей жизни. Мы не Европа, и у нас не будет и не должно быть победителей и побеждённых.

Реформа Петра Великого и без того нам слишком дорого стоила: она разъединила нас с народом. С самого начала народ от неё отказался. Формы жизни, оставленные ему преобразованием, не согласовались ни с его духом, ни с его стремлениями, были ему не по мерке, не впору...

Но теперь разъединение оканчивается. Петровская реформа, продолжавшаяся вплоть до нашего времени, дошла наконец до последних своих пределов... Мы знаем теперь, что мы и не можем быть европейцами, что мы не в состоянии втиснуть себя в одну из западных форм жизни, выжитых и выработанных Европою из собственных своих национальных начал... Мы убедились наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача - создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал...

Мы предугадываем, и предугадываем с благоговением, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что может быть всё враждебное в этих идеях найдёт своё примирение и дальнейшее и дальнейшее развитие в русской народности. Недаром же мы говорили на всех языках, понимали все цивилизации, сочувствовали интересам каждого европейского народа, понимали смысл и разумность явлений, совершенно нам чуждых...

Мы говорим здесь не о славянофилах и не о западниках. К их домашним разборам наше время совершенно равнодушно. Мы говорим о примирении цивилизации с народным началом...

Но где же точка соприкосновения с народом? Как сделать первый шаг к сближению с ним, - вот вопрос, вот забота, которая должна быть разделяема всеми, кому дорого русское имя, всеми, кто любит народ и дорожить его счастием. А счастие его - счастие наше. Разумеется, что первый шаг к достижению всякого согласия есть грамотность и образование. Народ никогда не поймёт нас, если не будет к тому предварительно приготовлен... Распространение образования усиленное, скорейшее и во что бы то ни стало - вот главная задача нашего времени, первый шаг ко всякой деятельности.

Мы высказали только главную передовую мысль нашего журнала, намекнули на характер, на дух её будущей деятельности. Но мы имеем и другую причину, - побудившую нас основать новый независимый литературный орган. Мы давно уже заметили, что в нашей журналистике, в последние годы, развилась какая-то особенная добровольная зависимость, подначальность литературным авторитетам. Разумеется, мы не обвиняем нашу журналистику в корысти, в продажности. У нас нет, как почти во всех европейских литературах, журналов и газет, торгующих за деньги своими убеждениями, меняющих свою подлую службу и своих господ на других единственно из-за того, что другие дают больше денег. Но заметим, однако же, что можно продавать свои убеждения и не за деньги...

Мы решились основать журнал, вполне независимый от литературных авторитетов, - несмотря на наше уважение к ним - с полным и самым смелым обличением всех литературных странностей нашего времени... Наш журнал не будет иметь никаких нелитературных антипатий и пристрастий. Мы даже готовы будем признаваться в собственных своих ошибках и промахах, и признаваться печатно, и не считаем себя смешными за то, что хвалимся этим(хотя бы и заранее)... Особенное внимание мы обратим на отдел критики. Не только всякая замечательная книга, но и всякая замечательная литературная статья, появившаяся в других журналах, будет непременно разобрана в нашем журнале... Не имея места в простом объявлении входить во все подробности нашего издания, скажем только, что программа наша, утверждённая правительством, чрезвычайно разнообразна. Вот она:

п р о г р а м м а

  1. Отдел литературный. Повести, романы, рассказы, мемуары, стихи и т.д.
  2. Критика и библиографические заметки как о русских книгах, так и об иностранных. Сюда же относятся разборы новых пьес, поставленных на наши сцены.
  3. Статьи учёного содержания. Вопросы экономические, финансовые, философские, имеющие современный интерес. Изложение самое популярное, доступное и для читателей, не занимающихся специально этими предметами.
  4. Внутренние новости. Распоряжения правительства, события в отечестве, письма из губерний и проч.
  5. Политическое обозрение. Полное ежемесячное обозрение политической жизни государства. Известия последней почты, политические слухи, письма иностранных корреспондентов.
  6. Смесь.
    1. Небольшие рассказы, письма из-за границы и из наших губерний и проч.
    2. Фельетон.
    3. Статьи юмористического содержания

"Время" будет выходить каждый месяц, в первых числах, книгами от 25 до 30 листов большого формата, в объёме наших больших ежемесячных журналов.


Вот такое объявление было представлено братьями Достоевскими в 1860 году(кто-то говорит, что это объявление написано Михаилом, кто-то Фёдором Михайловичем, но скорее всего, что оно написано обоими).

М.М.Достоевский. Фотография XIX века.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

После ссылки, Фёдор Михайлович хочет поведать всему миру, какой у него взгляд на окружающий мир и что он уже не думает так, как думал до каторги в кружке петрашевцев. К тому же писатель не хотел остаться в стороне от политической и общественной жизни России и хотел хоть как-то помочь Родине, и главным оружием он хотел выбрать именно перо и чернила. Известно, что ещё из ссылки он обсуждал с Михаилом Достоевским идею создания журнала. И к лету 1860 года, когда Фёдор Михайлович уже был в Санкт-Петербурге, план и программа журнала в общих чертах были обсуждены, а в кружке Милюкова "завербованы" почти все главные сотрудники "Времени": Страхов, Майков, Григорьев. 18 июня М.М.Достоевский обратился в Санкт-Петербургский цензурный комитет с "Прошением", которое и было 3 июля удовлетворено.

А.А.Григорьев. Фотография 1850-е гг.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

"Мы не выставляем имён писателей, принимающих участие в нашем издании. Этот способ привлечения внимания публики оказался в последнее время совершенно несостоятельным. Мы видели не одно издание, дававшее громкие имена только в своём оьъявлении", - гордо писали редакторы "Времени". Это был прямой вызов "Отечественным запискам", объявление которых о подписке на 1861 год стало мишенью для многочисленных насмешек петербургской журналистики. Надо сказать, что многие журналы того времени были обеспокоены появлением нового конкурента("Времени"), который по слухам намеревался быть очень серьёзным.

Н.Н.Страхов. Фотография К.Шапиро 1880-е гг..(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Главной задачей журнала является необходимость "создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал". Н.Н.Страхов с нескрываемой антипатией пишет о политических и литературных симпатиях братьев Достоевских, с которыми он познакомился в кружке Милюкова, упрекая их(особенно М.М.Достоевского)в настороженном, предубеждённом отношении к славянофилам и не без удовольствия писал о неудаче планов Ф.М.Достоевского основать новое направление, призванное сменить отжившие свой век западничество и славянофильство: "По его предположению, это было совершенно новое, особенное направление, соответствующее той новой жизни, которая, видимо, начиналась в России, и долженствующее упразднить или превзойти прежние партии западников и славянофилов...

А.Н.Майков. Фотография С.Левицкого 1850-е гг.(щёлкните по картинке и она увеличится) >

Но что замечательнее всего - в тогдашнем состоянии литературы были странные черты, которые позволяли ему думать, что давнишние литературные течения, западническое и славянофильское, иссякли или готовы иссякнуть и что готово возникнуть что-то новое. Дело в том , что тогда партии не выделялись ясно и вся литература сливалась во что-то единое... В сущности это был хаос, бесформенный и многообразный, и потому легко могло возникнуть желание - дать ему форму или, по крайней мере, выделить из него некоторое более определённое течение. Что касается прямо до Фёдора Михайловича, то, взглянув на всю его журнальную деятельность, нельзя не сказать, что он успел в своём желании".

В своём "Объявлении" братья Достоевские бросили вызов литературным авторитетам, наживая себе врагов, но некоторым и понравилось, например Некрасову. В первом номере "Свистка" за 1861 год поэт писал:

                            Что ты задумал, несчастный?
                            Что ты дерзнул обещать?..
                            Помысел самый опасный -
                            Авторитеты карать!

                            Явленье нового журнала.
                            Внезапно потрясло умы:
                            В нём слышны громы Ювенала,
                            В нём незаметно духа тьмы,
                            Отважен тон его суровый,
                            Его программа широка...

                            Привет тебе, товарищ новый!
                            Явил ты мудрость старика.
                            Неси своей задачи бремя,
                            Не уставая и любя!

А вот что сказал Н.Г.Чернышевский в "Современнике" про новое издание: "В первой книжке оно выдерживает свою программу: тут полная независимость от всех прежних литературных кружков, одинаковая прямота мнений о всех и обо всём... Мы желаем ему успеха потому, что всегда с радостью приветствовали появление каждого нового журнала, который обещал быть представителем честного и независимого мнения, как бы ни различествовало оно от нашего образа мыслей".

Но многим не нравилась политика журнала. С.С.Дудышкин из "Отечественных записок" подвёрг пристрастному обсуждению "Объявление" и первую статью Достоевского из цикла "Ряд статей о русской литературе". Не оставил он без внимания и "литературных авторитетов". Не очень нравились высказывания "Времени" и "Русскому вестнику", и "Московским ведомостям", а "Москвитянин" вообще объявил, что программа нового журнала списана как будто с ихней программы. И такое противостояние будет продолжаться вплоть до самого закрытия журнала, пока журнал не столкнётся с государством. А в этом противостоянии выигрывает всегда государство. Но это будет потом, а пока , с самого открытия журнала, Достоевский не стесняясь(публично)начинает спорить и отстаивать свою правоту со всеми, кто нападает на журнал или его сотрудников.

Работая в журнале "Время", Достоевский становится одним из идеологов движения, которое cтало называться - почвенничество. Фёдор Михайлович надеялся на интеллигенцию, которая оторвалась от "почвы", но которая должна была по мнению писателя сблизиться с народом и тем самым нравственно совершенствоваться. И Достоевский со страниц "Времени" и своего Дневника(правда, Дневник стал известен позже) не боясь спорил о правильности этого особого(именно для России)пути. В дальнейшем он полемизировал на эту тему в журнале "Эпоха", "Гражданин", а так-же на страницах своего Дневника. Причём спорил не только на эту тему и не только с различными журналами, но и с разными людьми.

Надо сказать, что после первого года работы, цена журнала равнялась 14 рублям 50 копейкам, а с пересылкою и доставкой на дом 16 рублей серебром. В 1861 году у "Времени" было 2300 подписчиков, а в 1862 году 4302 подписчиков. Достоевский заявил Страхову: "Моё имя стоит миллиона".

Но в апреле 1863 года, журнал "Время" был закрыт цензурой. Власти усмотрели в статье "Роковой вопрос" антиправительственную идею и издание прекратило своё существование. Статья была написана одним из ведущих сотрудников "Времени" Н.Н.Страховым и посвящалась польскому восстанию, хотя просматривая этот последний номер, я не увидел в конце этой статьи подпись - "Страхов", здесь была другая подпись - "русский". Может редакция журнала чувствовала опасность в этой статье и хотела обезопасить хотя бы сотрудника...

Петербург.Дом на Малой Мещанской, в котором располагалась редакция журналов "Время" и "Эпоха".(щёлкните по картинке и она увеличится) >

С начала 1864 года начал издаваться новый журнал братьев Достоевских "Эпоха"(власти не разрешили использовать старое название), в котором Фёдор Михайлович принимал уже менее активное участие. Это связано прежде всего с тем, что он работал больше над своими произведениями. Даже январское обьявление, о подписке на "Эпоху", было написано без участия Фёдора Михайловича(он в это время был в Москве). Надо сказать, что "Эпоха" пыталась продолжать традиции "Времени", но отвергалась всякая критика государства и не было политической сатиры, и в целом журнал отличался консерватизмом в духе правого славянофильства. Но после смерти брата Михаила 10 июля все заботы по производству журнала легли на Ф.М.Достоевского, но изданию это не помогло и в феврале 1865 года "Эпохи" не стало.

А журнал "Время", хоть и просуществовал недолго, но оставил яркий свет в общественной жизни России того времени. Он отличался прежде всего своей независимостью как от других журналов, так и от государства. Именно во "Времени" впервые была поднята идея почвенничества, которую многие называют патриотизмом.

РАЗДЕЛЫ САЙТА:

    Главная страница- ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

    Биография-1- БИОГРАФИЯ-1(Детство, юность ,кружок "петрашевцев", "казнь").

    Биография-2- БИОГРАФИЯ-2(Каторга, ссылка, женитьба, работа в журнале).

    Биография-3- БИОГРАФИЯ-3("Братья Карамазовы", Дневник, открытие памятника Пушкину, смерть писателя).

    Хронология- ХРОНОЛОГИЯ(Основные даты жизни Достоевского).

    Неизвестный Достоевский- НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ(Неизвестные факты из жизни писателя, критика Достоевского, его высказывания).

    Наши Друзья и ПартнёрыНАШИ ДРУЗЬЯ И ПАРТНЁРЫ(Ссылки на интересные сайты).